о важности проповеди Слова Божия

Одной из важнейших проблем в пастырской практике является духовная жизнь общества. Причем не только прихожан, но и вообще населения. Часто можно наблюдать людей, которые заходят в церковь только два раза в год: набрать крещенской воды и освятить куличи. Именно ради таких людей мы организовываем воскресные школы, проводим миссионерские беседы, готовим проповеди. И чтобы не ошибиться для пастыря крайне важно знать – чем дышит наш народ, какие стороны общественного сознания наиболее значимы при формировании личностного мировоззрения. Если судить по личным впечатлениям, то размах исканий и метаний необычайно широк: приходится слышать о бизнесе, предпринимателях, олигархах, монархистах, масонах, сионистах, русских, украинских или еврейских националистах, сторонниках западной демократии или теократии и т.д. и т.п. И конечно, о множестве религиозных течений: харизматах, оккультистах, эзотериках, магах, колдунах.

«Сегодня религиозное сознание нецерковных людей просто поражает своей противоречивостью. Заходит речь о Православии – и оно обвиняется в «обрядоверии» и «магизме». Но вот тот же самый человек, только что обвинявший православие во всех грехах, обращается к миру нехристианских – языческих и шаманских – практик, и тут он уже преисполнен решимости обрести эзотерический смысл в самых странных обрядах и признать весьма полезной любую языческую практику насыщения любого предмета любой «энергией»», – пишет протодиакон Андрей Кураев. Но как узнать, какие из этих взглядов распространены шире других, а какие лишь отражают мнение активного одиночки?

К сожалению, моя личная практика принесла неутешительные выводы. Очень многие, особенно молодые люди, игнорируют основы православного вероучения – как будто их просто нет. Церкви отводят лишь роль второго плана для удовлетворения «модных и экзотических религиозных стремлений», которые для многих выражаются в древних обрядах, красивых, пышных церемониалах и посещении храма раз – два в год на большой праздник.

Мы живем в мире, в котором происходят быстрые и глубокие изменения. Человек господствует в природе, использует и формирует ее. Повсюду мы видим следы его деятельности, преображенный им мир. Общественные структуры тоже подверглись изменениям: из некогда земледельческой цивилизации мы превратились в индустриальное общество, в котором целые области срастаются в городские агломерации. Изменениям подвергается не только окружающий человека мир, но и его собственная душа. Внешние перемены воздействуют на нас все сильнее и сильнее: газеты и кинофильмы, радиопередачи, телепрограммы и интернет обрушивают на нас новые впечатления, показывают новые жизненные позиции. Молодое поколение уже не знает, что такое традиции предков, зачастую даже не интересуются. Мир движется вперед не оборачиваясь, и пастырю приходиться учитывать динамику развития общества в целом и индивидуума в частности.

Люди меняются, меняется их представление о будущем. В новой ситуации оказался и современный христианин. Он должен узнавать знамения эпохи, чтобы правильно реагировать на них. Ведь через события и обычных людей к нам приходит Бог, Он обращается к нам и зовет за собой. Следовать за Христом не означает копировать Его. Слишком просто было бы получить опробованные рекомендации на все случаи жизни, но Христос не дает их, ибо не хочет раз и навсегда закрепить понятие определенного духовного совершенства, но дает нам самим возможность развить свой образ. Каждому в меру своих сил, возможностей, талантов.

Как же может пастырь, да и любой неравнодушный православный христианин, проявить миссионерское попечение о нетвердо стоящем в вере собрате или даже привлечь ко Христу нового человека? Постоянная духовная динамика, основанная на святоотеческой традиции, пронизанная церковными Таинствами – вот тот самый фундамент религиозной жизни христианина в современном мире. Также стоит обратить самое пристальное внимание и на свою собственную духовную жизнь. Евангелие требует не останавливаться на своем пути – кто познает слова Иисуса, должен идти вперед. А тот, кто идет, меняется, и тем самым изменяет мир. Это постоянное изменение к лучшему, обретение смысла и любви и есть главная цель жизни христианина.

Человек по своей сути ориентирован на жизнь в обществе. Без общения с другими людьми и своим окружением он не может жить и развиваться. Общество решающим образом влияет на развитие человека. Любой из нас, как и все общество в целом, должен считаться со справедливыми требованиями других людей и обществ. Но главное – нельзя быть равнодушным к благу всей нашей общечеловеческой семьи. Мы члены единого неделимого человеческого рода и обязаны помнить об этом, соответственно вести себя. «Именно Церковь в ответе за судьбу всего человечества».

Новая ситуация как в Церкви, так и в обществе требует с особой силой действия верующих прихожан. Миссионерская практика среди христиан всегда поощрялась, но сегодня она возводиться в степень долга для всякого православного христианина. Никому не дозволительно оставаться праздным. От нас всех зависит много ли людей придет в воскресный день помолиться в храм Божий.

Как никогда раньше огромное значение сегодня имеет соработничество пастыря и прихожан по образу единой Церкви – Тела Христова. Глас Господа ясно звучит в глубине души каждого православного христианина, который посредством православной веры и церковных таинств, христианской жизни уподоблен Иисусу Христу и приобщен как живой член к Церкви и принимает деятельное участие в ее спасительной миссии.

Сегодня необходимо внимательно всматриваться в лик нашего мира с его ценностями и проблемами, его беспокойством и надеждами, с его победами и поражениями – мира, экономическая, социальная, политическая и культурная ситуация которого ставит более серьезные проблемы и создает трудности в сравнении с теми, что были в прошлом. «Христианство не стало систематическим осколком истории, оно находится в постоянном становлении», – писал протопресвитер Александр Шмеман.

И здесь тоже не обходиться без удручающих моментов. С сожалением вынужден констатировать, что прихожанам очень часто не достает возможности реализовать свою веру посредством христианской активной деятельности и христианского служения. Также они нуждаются в личном признании, тождественности, дружбе и поддержке со стороны своей общины и в отеческом попечении со стороны пастыря общины, но не всегда получают требуемую помощь и поддержку. Будем же внимательнее к нашим ближним – возможно, именно сейчас им так нужна наша твердая рука, чтобы опереться на нее.

Жизнь христианина в православной церкви должна быть деятельной, по слову апостола Иакова: «вера без дел мертва есть». В Евангелии от Матфея мы читаем: «признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду» (Мф. 12:33) и далее «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Будем же достойны слов Спасителя и будет вера наша деятельна. Если каждый из нас приложит хотя бы небольшое усилие, то в масштабе всей Святой Церкви – Тела Христова – мы сможем сделать очень важное дело для наших ближних и для нас самих. Мы приведем к Богу другого человека и укрепимся в вере сами.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев