Совсем недавно я подвергся клеветническим нападкам и необоснованной критике. Размышляя о возможных причинах этого случая, я пришел к мысли о зависти. Именно зависть часто толкает людей на совершение не лучших поступков, становится в них источником злого умысла. К сожалению, не всегда человек отдает себе отчет в том, что толкает его на совершение того или иного злого поступка, особенно если дело касается зависти.

Современный мир с каждым днем все больше и больше теряет очень важную составляющую нравственного общества – внутреннюю мораль. Теряют свое значение такие наиважнейшие понятия как Бог, Его воля и грех. Грех уже стал неотъемлемой частью жизни многих людей, в их желаниях и поступках превалирует греховное стремление. Меньше всего люди стали предавать значение греху зависти – это греховное чувство чаще всего классифицируется нормальной реакцией на успешность другого. Тот факт, что зависть – это грех и непосредственное нарушение Божьего Закона очевиден уже далеко не всем. Поэтому необходимо разобраться, что же такое зависть, в чем ее греховность и что святые отцы говорят о ней.

Со времен Адамова грехопадения человеческая сущность перестала быть идеальной, какой ее создал Бог. Непосредственное познание греха сделало человеческую природу удобоприклонной ко греху: нам легче отказаться от воли Божией, чем соблюдать ее. Именно склонность ко греху явилась причиной необходимости четкого разграничения: что есть грех, а что доброе дело. Пребывая во грехе, не зная Бога, человечество постоянно забывало кто такой Создатель и что значит творить волю Божию. Из Священного Писания мы знаем, к чему искаженная грехом человеческая сущность привела людей: это и Всемирный потоп, и Вавилонская башня, и Содом и Гоморра.

Безусловно, Господь через пророков постоянно взывал к своему народу, но праведников были единицы: огромные города Содом и Гоморра могли быть помилованы ради десяти праведников - но и их не нашлось среди покалеченного грехом человечества. И тогда Господь дает всему миру Десять Заповедей, 10 установлений, точно характеризующих грех и позволяющих понять, что есть воля Божия.

«Человеку даны в духе сознание и свобода, но не затем, чтобы он зазнавался и своевольничал, а затем, чтобы осознав, что все имеет от Бога и для того, чтобы жить в Боге, все свободно и сознательно направлял к сей единой цели», – писал святитель Феофан Затворник.

Все мы знаем Десять Заповедей, но сегодня хотелось бы остановиться на последней, Десятой Заповеди: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Если коротко – не завидуй.

Грех зависти есть прямое следствие другого греха – гордыни. Завидующий другому человек считает себя ничуть не хуже, а чаще даже лучше того, кому завидует, и поэтому считает, что также заслуживает объекта зависти: будь то материальные блага, успешность, семейное благополучие, уважение или даже набожность. Любое качество, особенно положительное, вызывает зависть у гордеца, считающего себя в этом случае в чем-то ограниченным, поэтому первопричиной зависти является гордость. Об этом писал святой Василий Великий:

«Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

В словах святителя мы видим конкретные отсылки не только к источнику зависти, но и к последствиям этого греха. Самое страшное для нас заключается в том, что именно зависть стала первопричиной ужасающего поступка иудейских старейшин – распятия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. История знает немало примеров, когда зависть становилась камнем преткновения для многих правителей и военачальников, зависть убивала людей и рушила города и страны – настолько пагубны последствия этого греха!

Причем снедаемый завистью человек находиться в постоянной борьбе с самим собой, поскольку зависть доставляет ему мучения, от которых он зачастую не в состоянии избавиться, не искоренив сам грех. Таким образом, зависть становится источником постоянных душевных терзаний, что выливается в общее подавленное состояние и может даже привести ко греху уныния. Святитель Тихон Задонский писал о зависти:

«Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя мнимая, сласть есть, а завистливый грешит, купно и мучится».

Первым средством для борьбы с завистью, как и с любым другим грехом, является ее осознание. Только обратившись внутрь себя, устремив свой духовный взор в глубины собственной души, можно узреть истинный корень любого греха, в том числе и зависти. Поэтому чтобы бороться с завистью, мы должны постоянно спрашивать свою совесть о праведности дел наших, а чтобы наша совесть пребывала в трезвении духовном и могла бы быть истинным Законом Божиим в нас, нам следует прибегать к покаянию. Как мы можем просить у Бога помощи для осознания собственных грехов? Через молитву мытаря: «Боже, буди милостив мне, грешнику!» Осознание собственной греховности очень важно для всякого православного христианина, о чем свидетельствует Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя праведником».

Очень важно помнить, что пресекать в себе грех зависти необходимо, чтобы он не перерос в нечто худшее. Чаще всего завистник в течении некоторого небольшого времени лелеет свое самомнение мыслью о собственном достоинстве объекта зависти и осуждает человека, которому завидует, якобы ни за что получившем такие блага. Но если не осуждать в себе этих чувств, то зависть из иногда тревожащей пагубы может перерасти в настоящую страсть, ежедневно и ежеминутно наносящую новые раны изъязвленной грехом душе. Каковы плоды этой страсти? Об этом писал преподобный Амвросий Оптинский:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Но самое важное заключается в том, что завистник совершенно забывает о Божием Промысле. По свидетельству Священного Писания Господь знает, что нам необходимо в нашей земной жизни и, как любящий Отец, всегда подает нам необходимое – об этом говорил сам Христос:

«Не пецытеся душею вашею, что ясте: ни телом, во что облечетеся: душа больши есть пищи, и тело одежды. Ваш же Отец весть, яко требуете сих. Обаче ищите царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Лука, 12)».

Господь не оставляет нас во всей нашей жизни, но нужно проявить терпение и научиться не идти на поводу у своих желаний – в отличие от нас, Бог знает, что для нас действительно лучше, и подает необходимое точно тогда и таким образом, как нам лучше. Удобопреклонность ко греху, которой подвержена всякая человеческая природа, нередко становиться источником ложных желаний, а не получая просимого легко впасть в грех зависти. Поэтому так важно следовать словам Христа и в первую очередь стремиться в Царствие Небесное и желать вечной жизни. Исполняющий волю Божью уже здесь, на земле, получает свою награду, нужно лишь не забывать, что завидовать – это идти наперекор Божьей воле и сознательно лишать себя не только Небесного Иерусалима, но и земной награды.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев