Согласно определению Катехизиса Русской Православной Церкви, брак есть одно из Семи Таинств, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Это определение сразу же дает нам понять великое значение брака как богоустановленного союза. Из Святого Евангелия мы знаем, что где двое или трое собираются во имя Господне, там и сам Господь прибывает среди них. Супруги и священнослужитель уже составляют трех человек, собранных ради дела Божия, а зачастую пришедших засвидетельствовать Таинство Брака людей значительно больше. Таким образом, каждый раз, когда супруги, стоя в храме, принимают друг друга в мужа и жену, сам Христос находится среди них и перед Лицом Спасителя брачующиеся произносят обещания в супружеской верности.

С великим трепетом и полной уверенностью в истинности слов супруги должны произносить слова согласия – они закрепляют свой союз не только видимым образом на Земле, но и незримо на Небе. А как мы знаем из Священного Писания, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это подвиг самоотвержения ради второго человека в этом союзе, а в перспективе и третьего, и четвертого – в зависимости от того, сколько Господь пошлет супругам детей. Если в браке происходит только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это непременно отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей – раскол домашней Церкви. Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в Браке особые трудности. Самое страшное в браке – потеря любви.

Но что же мы видим в окружающем нас мире? Богоустановленное Таинство стремительно теряет свое значение, как не прискорбно это констатировать. Современное общество стремится освободиться от каких бы то ни было обязательств по отношению как к самому себе, так и к другим людям. Сегодня в центре внимания оказывается индивидуализм. Брак представляется чем-то мешающим жить полноценной свободной жизнью, жестко ограничивающими человека рамками. Вторая же категория людей сводит брак только к возможности проявления некоторой заботы друг о друге, считая при этом лишней «обузой» рождение и воспитание детей.

Святые отцы совершенно четко говорят нам, что взаимная любовь двух личностей эгоистична, так как направленна только внутри союза двух человек друг на друга. Совершенство же любви достигается в союзе трех личностей и в этом смысле чрезвычайно большое значение в браке имеет как раз рождение и воспитание детей. Не важно, сколько конкретно детей будет у супругов – что один ребенок, что несколько будут создавать как раз ту самую третью недостающую личность для созидания совершенной любви.

Отдельно стоит отметить, что ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь. Величайшая мудрость христианского брака – дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш брак – подобие брака небесного – Христа и Церкви – а там полная свобода. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и со Христом. «Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве» (Кормчая, гл. 48).

Без любви к Спасителю никакое соединение не прочно, ибо ни во взаимном влечении, ни в общих вкусах, ни в общих земных интересах не только не заключается истинная и прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесное общение, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по природе своей, ни общность в области общих мирских интересов и деятельности.

«Преславно иго двух верующих, – говорит Тертуллиан, – имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях и гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу».

Святой Игнатий Богоносец в своем письме к святому Поликарпу Смирнскому писал:

«Внушай сестрам моим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супругами по плоти и по духу; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христа любили своих супруг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тщеславия».

Апостол Павел призывает не слушать лжеучителей, «запрещающих вступать в брак», которые явятся в последние времена. До конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой Церкви – христианской семье.

Церковная традиция наделила Таинство Брака царским достоинством, чтобы еще раз подчеркнуть величайший и глубокий смысл совершаемого союза мужа и жены. В 4 веке вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы брачующихся. На Западе им соответствовали брачные покровы, а на Востоке сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы – Адама и Евы – которым Господь отдал во владение все земное творение: «... и наполняйте землю, и владейте ею...» (Быт. 1, 28)

И все же, несмотря на столь высокую значимость Таинства Брака, Церковь допускает расторжение брачного союза. Право признания церковного брака несуществующим и разрешение вступить в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого Свидетельства ЗАГСа о разводе, епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий. Здесь важно отметить, что дозволяется лишь дважды вступать в повторный брак. Если во второй и даже в третий раз человек не смог справится с даваемым им обещанием, то четвертый и более брак по церковным правилам является для него недоступным.

Таинство Брака заключает в себе великую Премудрость Божию для совместного пути в Царствие Небесное двух любящих сердец, изливающих свою любовь друг на друга и на даруемых от Господа детей. Прискорбно видеть, как сегодня с каждым днем теряется значение этого таинства в современном обществе, но тем отраднее наблюдать каждое сознательное церковное венчание, как свидетельство истинной любви и Божией Премудрости.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев